29.06.2011
Просмотрено 2578 раз
В настоящем обзоре анализируются предложения о продаже бизнеса стоимостью от 15 млн. рублей, находящегося в России.
При подготовке настоящего обзора были использованы собственные данные компании, а также данные, полученные из открытых источников, от экспертов, бизнес-брокеров и иных участников рынка купли-продажи бизнеса.
Для целей анализа использовалась только находящаяся в открытом доступе информация о продаже бизнеса стоимостью от 15 млн. рублей.
1. Увеличение активности продавцов бизнеса:
Увеличение количества предложений по продаже бизнеса в диапазоне от 15 млн. руб. составило 40 % (май к апрелю).
2. Несовпадение ожиданий покупателей и продавцов в отношении цены бизнеса.
3. Суммарная стоимость бизнеса на продажу в мае 2011 года увеличилась более чем в 2 раза по сравнению с апрелем 2011 года. Увеличилось количество предложений по продаже бизнеса стоимостью свыше 1 млрд. руб.
4. Снижение доли продаваемых бизнесов в Москве и Московской области. Основная доля предложений о продаже бизнеса традиционно отмечается в Центральном федеральном округе.
Объём предложения по продаже бизнеса в мае 2011 года вырос на 40 % по сравнению с предыдущим месяцем, в точности приблизившись к среднемесячному значению данного показателя, рассчитанного по результатам первого квартала 2011 года. Значительный прирост количества предложений, в некоторой степени, связан с эффектом низкой базы – спадом активности продавцов, наблюдавшимся в апреле 2011 года – самом низком по уровню новых заявок.
Существенное увеличение количества предложений месяц к месяцу отмечено в сфере оптовой и розничной торговли товарами повседневного спроса, продаж кафе и ресторанов, ночных клубов, гостиниц и пансионатов, а также деревообрабатывающей промышленности. В апреле 2011 года уровень предложения по большинству исследуемых отраслей вышел к среднемесячному значению. Количество предложений о продаже предприятий пищевой промышленности сократилось более чем на 50%.
Суммарная стоимость бизнеса, выставленного на продажу в мае 2011 года, увеличилась более чем в 2 раза по сравнению с апрелем 2011 года, составив 40,23 млрд. руб. Совокупная стоимость за исследуемый период явилась максимальной с начала года.
Наиболее крупными объектами, представленными к продаже, являются: консорциум трёх нефтяных компаний стоимостью 6160 млн. руб., ведущих разработку в Ханты-Мансийском АО, и Бутик-отель 5* в Санкт-Петербурге стоимостью 2600 млн. руб.
В мае 2011 года зафиксировано наибольшее количество предложений по продаже бизнеса стоимостью свыше 1 млрд. руб., общий вклад в совокупную стоимость которых составил порядка 44 %. В отчётном периоде количество предложений в ценовых диапазонах от 15 млн. руб. до 50 млн. руб. и от 51 млн. руб. до 100 млн. руб. увеличилось на 74 % и 27 % соответственно. Традиционно большинство предложений по продаже бизнеса наблюдалось в низшем ценовом диапазоне (от 15 млн. руб. до 50 млн. руб.), преимущественно за счёт продаж кафе и ресторанов, небольших баз отдыха.
В отчётном периоде значительное изменение доли в общем количестве предложений по продаже бизнеса отмечено в сегменте продаж предприятий пищевой промышленности, их доля месяц к месяцу сократилась на 10,7 п.п. Максимальная в 2011 году доля гостиниц, пансионатов и баз отдыха отмечена в мае 2011 года и составляет чуть ниже четверти от общего количества выставленного на продажу бизнеса.
Наиболее заметное изменение средней стоимости выставленного на продажу бизнеса произошло в сегменте арендного бизнеса (торговые и бизнес центры) и предприятий топливного комплекса. Увеличение средней стоимости бизнеса в этих сегментах связано с предложением ряда крупных ТРЦ в Свердловской и Новосибирской областях и консорциума из трёх нефтяных компаний ведущих разработку в Ханты-Мансийском АО.
В отчётном периоде структура распределения предложений по федеральным округам претерпела изменения в части снижения доли ЦФО (более половины заявок которого приходится на Москву и Московскую область) до 36,1% от общей доли заявок на продажу бизнеса в России.
Также значимым является рост доли предложений ПФО на 6,2 п.п. по сравнению с апрелем текущего года и выход его на второе место по количеству продаваемого бизнеса после ЦФО. Снижение доли ЮФО месяц к месяцу составило 10,4 п.п. и стало равным доле СЗФО, который вырос на 8,3 п.п. по сравнению с апрелем 2011 года.
Настоящий обзор не претендует на абсолютную объективность и достоверность сделанных выводов в связи с тем, что рынок купли-продажи бизнеса является достаточно закрытым и более 60% сделок совершаются без обнародования информации об этом в открытых источниках.
Настоящий документ преследует исключительно информативные цели и не является публичной офертой к купле/продаже какого-либо бизнеса или осуществлению любых иных инвестиций.
Информация, содержащаяся в данном документе, была получена из источников, которые Delphi Law Company считает заслуживающими доверия. При этом компания Delphi Law Company и авторы документа не несут ответственности за возникшие убытки в связи с использованием содержащейся в документе информации или отсутствием в данном материале каких-либо важных сведений.
Все оценки и мнения, представленные в данном исследовании, являются независимым мнением сотрудников Delphi Law Company на дату выхода документа. Delphi Law Company оставляет за собой право вносить или не вносить в данный документ изменения без предварительного уведомления.
Перепечатка, распространение или публикация настоящего исследования не допускается без получения предварительного письменного согласия Delphi Law Company.
© 2011 Delphi Law Company. Все права защищены.
Россия, 121099, Москва, ул. Смоленская площадь, дом 3
тел.: + 7 (495) 507 44 64
e-mail: office@dellc.ru
www.dellc.ru
Андрей Эйрих
Руководитель отдела аналитики
коммерческой недвижимости и бизнеса
andrey.eirich@dellc.ru
29.06.2011
Просмотрено 2578 раз