01.08.2011
Просмотрено 2334 раза
В настоящем обзоре анализируются предложения о продаже бизнеса стоимостью от 15 млн. рублей, находящегося в России.
При подготовке настоящего обзора были использованы собственные данные компании, а также данные, полученные из открытых источников, от экспертов, бизнес-брокеров и иных участников рынка купли-продажи бизнеса.
Для целей анализа использовалась только находящаяся в открытом доступе информация о продаже бизнеса стоимостью от 15 млн. рублей.
1. Сезонное снижение активности продавцов бизнеса:
Снижение суммарного количества предложений о продаже бизнеса в диапазоне от 15 млн. руб. составило 12 % (во ΙΙ квартале по сравнению с Ι кварталом). В стоимостном выражении суммарный объём заявок о продаже бизнеса во втором квартале 2011 года снизился на 12,8% по сравнению с первым кварталом 2011 года.
2. Несовпадение ожиданий покупателей и продавцов в отношении цены бизнеса:
Традиционно большинство предложений о продаже бизнеса во втором квартале 2011 года наблюдалось в низшем ценовом диапазоне (от 15 млн. руб. до 50 млн. руб.).
3. Реализация сдерживающей политики ЦБ РФ в отношении инфляции:
Основная доля предложений о продаже бизнеса отмечается в Центральном федеральном округе.
Суммарное количество предложений о продаже бизнеса во ΙΙ квартале 2011 года снизилось на 12 % по сравнению с первым кварталом текущего года. По итогам первого месяца 2011 года наблюдалось снижение активности среди продавцов и покупателей бизнеса, связанное с новогодними и рождественскими праздниками, наибольшее же количество заявок о продаже пришлось на февраль 2011 года. Снижение совокупного предложения, наблюдаемое в марте и апреле, стабилизировалось на уровне среднемесячного значения данного показателя в мае 2011. Волатильность суммарного предложения месяц к месяцу происходит в пределах нормы, и это связано в основном с фактором сезонности в разных отраслях народного хозяйства.
Влияние макроэкономических факторов на рынок купли-продажи бизнеса в настоящее время незначительно. Возросшее налоговое давление и рост коммунальных расходов продолжают влиять на настроения собственников бизнеса и во втором квартале текущего года.
По итогам ΙΙ квартала 2011 года совокупный рост предложения отмечен в продажах предприятий химической отрасли, арендного бизнеса (торговые и бизнес центры), незначительно предприятий общественного питания и индустрии развлечений. Снижение совокупного предложения во втором квартале 2011 года отмечено в секторах деревообрабатывающей, пищевой промышленности, сельского хозяйства, оптовой и розничной торговли товарами повседневного спроса, продажах гостиниц и баз отдыха.
В стоимостном выражении суммарный объём заявок на продажу бизнеса во втором квартале 2011 года снизился на 12,8% по сравнению с первым кварталом 2011 года.
Преобладающее количество предложений о продаже бизнеса во ΙΙ квартале 2011 года наблюдалось в низшем ценовом диапазоне (от 15 млн. руб. до 50 млн. руб.), преимущественно за счёт большого количества заявок на продажу кафе и ресторанов и небольших баз отдыха. Относительное распределение предложений во всех ценовых диапазонах квартал к кварталу не претерпело значительных изменений.
По большинству исследуемых отраслей относительное распределение предложений на продажу бизнеса во ΙΙ квартале 2011 года по сравнению с Ι кварталом 2011 года не претерпело радикальных изменений. Тем не менее, видимый прирост доли в общем объёме предложений отмечен в продажах предприятий общественного питания (на 2 п.п.) и арендного бизнеса (торговые и бизнес центры) (на 3,4 п.п.), снижение зафиксировано в деревообработке (на 2 п.п.) и пищевой промышленности (на 2,7 п.п.).
Увеличение средней стоимости предложения наблюдается в 50 % рассматриваемых отраслей.
Наибольшая средняя стоимость предложения отмечена в секторе “Топливо и полезные ископаемые”, это связано с продажей крупных объектов бизнеса - нефтяных компаний, выставленных на продажу за 7800 млн. руб. и 6160 млн. руб., соответственно.
Основная доля предложений о продаже бизнеса зафиксирована в Центральном федеральном округе, более половины которых приходится на Москву и Московскую область. Второе место по количеству бизнеса на продажу по итогам ΙΙ квартала 2011 года занимает Южный федеральный округ.
Соотношение заявок на продажу месяц к месяцу изменилось незначительно по большинству федеральных округов. Тем не менее, доля Уральского федерального округа и Северо-Западного федерального округа в общем количестве предложений выросла на 2,8 п.п. и 1,8 п.п., соответственно. Доля Сибирского федерального округа во ΙΙ квартале 2011 года снизилась на 3,5 п.п. по сравнению с Ι кварталом 2011 года.
Снижение суммарного предложения на продажу бизнеса во ΙΙ квартале 2011 года составило 13 % по сравнению с Ι кварталом 2011 года. Наиболее заметное снижение отмечено в продажах предприятий пищевой индустрии, а также гостиничном бизнесе. Доля предложений Москвы и Московской области в Центральном федеральном округе квартал к кварталу изменилась незначительно.
Суммарная стоимость заявок на продажу бизнеса снизилась до 23944 млн. руб. по сравнению с 29110 млн. руб. в первом квартале текущего года, явившись следствием снижения количества предложений.
В рассматриваемом периоде в Москве и Московской области доля заявок на продажу бизнеса в низшем ценовом диапазоне (от 15 млн. руб. до 50 млн. руб.) изменилась незначительно. В ценовом диапазоне от 51 млн. руб. до 100 млн. руб. доля предложений снизилась с 22,9% до 17,1%, в свою очередь, в диапазоне от 101 млн. руб. до 500 млн. руб. наблюдается обратная ситуация - увеличение доли предложений на 8 п.п.
В Центральном федеральном округе (без Москвы и МО) доля заявок на продажу бизнеса в низшем ценовом диапазоне (от 15 млн. руб. до 50 млн. руб.) также изменилась незначительно.
В Северо-Западном федеральном округе в рассматриваемом периоде отмечен рост количества заявок на продажу бизнеса на 6,7%, основная доля которых приходится на г. Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Традиционно значительное число заявок отмечено в сегментах продаж гостиниц, кафе и ресторанов.
Суммарная стоимость выставленных на продажу предприятий снизилась на 8 % квартал к кварталу, что связано с продажей двух торговых центров и крупной торгово-розничной сети Adilisik в первом квартале текущего года. К наиболее крупным объектам продажи второго квартала необходимо отнести Бутик-отель 5* в г. Санкт-Петербурге стоимостью 2600 млн. руб.
В Приволжском федеральном округе по итогам рассматриваемого периода отмечено снижение суммарного количества заявок на продажу бизнеса на 17 %. Снижение активности продавцов бизнеса наблюдается в сферах сельского хозяйства и производства стройматериалов, а также продажах небольших гостиниц и баз отдыха. Во втором квартале 2011 года значительно снизилась доля продаж предприятий химической отрасли, а также торговых и бизнес-центров.
Суммарная стоимость бизнеса квартал к кварталу снизилась на 11%.
Во втором квартале 2011 года доля заявок на продажу бизнеса в низшем ценовом диапазоне (от 15 млн. руб. до 50 млн. руб.) снизилась с 50% до 42,9%, в свою очередь, в диапазоне от 51 млн. руб. до 100 млн. руб. зафиксировано увеличение доли предложений на 6,2 п.п.
По Южному федеральному округу второй квартал текущего года показал снижение количественного предложения на 7,2%. В большей мере снижение количества заявок наблюдалось в продажах предприятий пищевой промышленности и оптово-розничной торговли. Рост доли в общей структуре предложений отмечен в продажах торговых и бизнес-центров, находящихся преимущественно в Краснодарском крае и Ростовской области.
Как и в первом квартале текущего года в Краснодарском крае наблюдался стабильно высокий уровень предложений в сфере продаж гостиниц, баз отдыха и санаторных комплексов.
Суммарная стоимость бизнеса на продажу в рассматриваемом периоде снизилась на 9,7% по сравнению с первым кварталом года. Это связано как с меньшим совокупным предложением, так и с продажей крупных бизнес объектов в Краснодарском крае (торгово-развлекательный центр стоимостью 2250 млн. руб. и бизнес-центр класса В+ стоимостью 1230 млн. руб.) в первом квартале текущего года.
Традиционно большинство предложений на продажу бизнеса находится в ценовом диапазоне от 15 млн. руб. до 50 млн. руб., однако их доля в общем объёме во втором квартале снизилась на 5,3 п.п.
В Уральском федеральном округе по итогам второго квартала наблюдается рост суммарного количества предложений преимущественно за счёт продаж баз отдыха в Челябинской области и торговых центров в Свердловской области. В рассматриваемом периоде значительно изменилась и структура распределения предложений о продаже бизнеса.
Суммарная стоимость бизнеса квартал к кварталу увеличилась более чем в 2,5 раза. Столь значительный рост обусловлен предложением консорциума трёх нефтяных компаний стоимостью 6160 млн. руб., ведущих разработку в Ханты-Мансийском АО, а также ряда крупных торговых центров Свердловской области стоимостью более 1 млрд. руб. каждый.
В Сибирском федеральном округе активность продавцов бизнеса во втором квартале была достаточно низкой по сравнению с первым кварталом текущего года. Наиболее заметное снижение количества выставляемого на продажу бизнеса отмечено в сферах сельского хозяйства, пищевой промышленности, продажах гостиниц, баз отдыха и деревообрабатывающих предприятий.
Суммарная стоимость бизнеса квартал к кварталу снизилась на 32 %, что связано с низким предложением бизнеса на продажу в целом. К наиболее крупным объектам продажи второго квартала необходимо отнести бизнес-центр класса А стоимостью 2200 млн. руб. и торгово-развлекательный центр стоимостью 2500 млн. руб. в Новосибирской области.
Как и в первом квартале 2011 года Дальневосточный федеральный округ показывает самый низкий уровень активности продаж бизнеса, открытый рынок купли-продажи развит слабо.
Настоящий обзор не претендует на абсолютную объективность и достоверность сделанных выводов в связи с тем, что рынок купли-продажи бизнеса является достаточно закрытым и более 60% сделок совершаются без обнародования информации об этом в открытых источниках.
Настоящий документ преследует исключительно информативные цели и не является публичной офертой к купле/продаже какого-либо бизнеса или осуществлению любых иных инвестиций.
Информация, содержащаяся в данном документе, была получена из источников, которые Delphi Law Company считает заслуживающими доверия. При этом компания Delphi Law Company и авторы документа не несут ответственности за возникшие убытки в связи с использованием содержащейся в документе информации или отсутствием в данном материале каких-либо важных сведений.
Все оценки и мнения, представленные в данном исследовании, являются независимым мнением сотрудников Delphi Law Company на дату выхода документа. Delphi Law Company оставляет за собой право вносить или не вносить в данный документ изменения без предварительного уведомления.
Перепечатка, распространение или публикация настоящего исследования не допускается без получения предварительного письменного согласия Delphi Law Company.
© 2011 Delphi Law Company. Все права защищены.
Россия, 121099, Москва, ул. Смоленская площадь, дом 3
тел.: + 7 (495) 507 44 64
e-mail: office@dellc.ru
www.dellc.ru
Андрей Эйрих
Руководитель отдела аналитики
коммерческой недвижимости и бизнеса
andrey.eirich@dellc.ru
01.08.2011
Просмотрено 2334 раза